Top.Mail.Ru
12 августа 2014 14:18
Автомобили

Обучение на водителей в Ижевске подорожает в 1,5 раза, а вырастет ли качество?

О последствиях введения новой программы рассказали директора ижевских автошкол. <таблица новшеств>

архив редакции
архив редакции

11 августа в России вступила в силу новая программа обучения водителей, утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации. Именно Минобрнауки, а не ГИБДД, разрабатывает стандарты того, как должны обучать водителей.

О том, что изменилось и как эти перемены скажутся на качестве подготовки водителей, izhlife.ru поговорил с экспертами.

7 самых важных изменений в программе обучения водителей

 

Как было

Как стало

Время обучения в автошколе (на категорию «В»)

156 часов (106 - теория, 50 - практика).

190 часов (130 - теория, 56 - практика + 4 - экзамен)

 Время на сдачу внутреннего экзамена

1 час

4 часа

Ввели новые предметы

 -

Новый предмет в теории «Психофизиологические основы деятельности водителя».

Отдельная категория для водителей машин с автоматической коробкой передач

Учили, но не ставили отметки об этом

В правах поставят  отметку «АТ». Человеку нельзя будет управлять автомобилем с механической коробкой передач.

Отдельная категория для водителей мопедов

Не было

Про факту ижевские автошколы не торопятся открывать курсы для таких водителей, по-прежнему учат на категорию «А», с которой можно управлять скутером и мопедом.

Требования к автошколам

-

Например, площадь автодрома теперь должна быть не менее 2,4 тыс. м², в кабинетах должны быть телевизоры и видеопроекторы, на стенах - плакаты об оказании первой помощи, дорожных знаках, разметке. ГИБДД с выездными проверками оценит соответствие, после чего решит - выдать разрешение автошколе или нет.

Стоимость обучения

От 12 тысяч рублей

По прогнозам, от 20 тысяч рублей

1. Увеличилось время подготовки водителей

До сих пор на обучение по категории «В» (легковые автомобили) отводилось 156 часов (106 - теория, 50 - практика). Теперь - 190 часов (130 - теория, 56 - практика + 4 - экзамен). Теория считается академическими часами (по 45 минут), а практика - привычными.

При этом автошколы планируют готовить водителей также в среднем за 3 месяца за счет увеличения количества занятий в течение недели.

Станет ли подготовка водителей лучше? Эксперты считают: нет.

Артур Малиновский,
директор автошколы «Высшего искусства пилотажа»:
 Дополнительных 6 часов практики слишком мало. По-прежнему мало времени на медицину - водители не в состоянии оказать помощь пострадавшим в ДТП.

- Нам обещали увеличить срок подготовки до полугода, на практику - до 100 часов, увеличить время на обучение правилам оказания первой помощи, - говорит Артур Малиновский, директор автошколы «Высшего искусства пилотажа». - Дополнительных 6 часов практики слишком мало. По-прежнему мало времени на медицину - водители не в состоянии оказать помощь пострадавшим в ДТП.

Кстати, о медпомощи. Эксперты признаются, что большинство занятий в автошколах заканчивается словами: но лучше ничего не трогайте, чтобы не погубить человека. Бывает, например, вытаскивают человека из машины, а у него перелом позвоночника или делают массаж сердца пострадавшему со сломанными ребрами.

То же касается и практики.

- В европейских странах уделяется больше внимание вождению в реальных условиях, курсантов почти сразу вывозят в город, - говорит Артур Малиновский. - У нас из 50 часов практики 19 выделялось на автодром, а хватило бы 5. C введением новой программы соотношение не изменилось. На автодром хватило бы и 5 часов.

2. В 4 раза увеличили время для сдачи внутренних экзаменов в автошколе

Впервые в программу обучения включена обязательная проверка полученных знаний. На внутренний экзамен выделяется 4 часа. Раньше автошколы тратили на это примерно по часу.

- Честно говоря, мы сейчас сами не понимаем, что эти 4 часа будут сдавать курсанты, - говорит Валерий Рябов, директор автошколы «Лидер». - Человек может за 20 минут решить билет, затем минут 10 потратить на автодром, максимум 20 минут на город. Выходит только час, что еще делать 3 часа? Здесь нужны разъяснения.

3. Водителей научат бороться со стрессом

Часы в теории добавятся также за счет нового предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя».

- Впервые включены в обучение психологические моменты - например, как избегать конфликтов на дороге, - объясняет Артур Малиновский. - Мы будем пытаться предотвратить случаи, например, когда один водитель нападает на другого с битой.

4. Научат водить машину с автоматической коробкой передач

Предусмотрели возможность обучения на автомобиле с автоматической коробкой передач. Это для тех, кто уверен, что за руль с механикой не сядет никогда. В правах будет отметка «АТ», и управлять такие водители смогут только машинами с автоматической коробкой.

Кстати, сейчас в автошколах Ижевска уже обучают курсантов ездить на автомобиле с автоматической коробкой передач. Два часа практики с «механикой» обходится в 350 рублей, с «автоматом» - 400.

5. Учить на категорию «М» в Ижевске не будут?

Прописывает новая программа и правила обучения на категорию «М» - для водителей мопедов и скутеров. Но ижевские автошколы не спешат вводить у себя эту категорию.

- Наша автошкола обучать водителей мопедов не будет, - рассказывает Артур Малиновский. - Нужно добавлять упражнения на автодроме, покупать новую технику. Нам это пока невыгодно.

Валерий Рябов также считает категорию «М» невыгодной: нужно покупать технику, арендовать автодромы большей площадью.

Тем более управлять мопедом можно с любой другой открытой категорией. Например, категорию «А» (мотоциклы) можно будет точно так же получить в 16 лет.

6. Ужесточили требования к самим автошколам

Например, площадь автодрома теперь должна быть не менее 2,4 тыс. м² (к примеру, это площадь 48 на 50 метров). В кабинетах должны быть телевизоры и видеопроекторы, а также плакаты об оказании первой медицинской помощи, дорожных знаках, разметке.

ГИБДД выедет и проверит соответствие, после чего решит, выдать ли разрешение автошколе. Для клиентов это должно означать, что автошкола, получившая заключение инспекции, имеет больше шансов подготовить их к сдаче экзаменов в ГАИ. Как будет на практике - пока вопрос.

Цены вырастут

- Цены на обучение, скорее всего, возрастут, - говорит Артур Малиновский. - Правда, насколько, сказать сложно. Возможно, в 1,5-2 раза. Сейчас автошколы почти не окупают себя. Нам не на что покупать новое оборудование, а сейчас этого требует программа. И инструкторы за два академических часа получают 350 рублей, в то время как, например, за занятия дочери по верховой езде я плачу 800 рублей за час.

Валерий Рябов,
директор автошколы «Лидер».
- Стоимость возрастет из-за того, что автошколам придется обязательно покупать тренажеры, расширять пространство на автодромах, устанавливать новые знаки. Стоимость может возрасти до 20 тысяч рублей.

- Сейчас, чтобы получить права на категорию «В», нужно заплатить 14 500, - рассказали нам в одной из автошкол, куда позвонили, не представляясь журналистами. - С 14 августа у нас начинает обучение новая группа еще по старым ценам. А вот следующие группы заплатят уже около 17 тысяч рублей.

Предыстория

Напомним: в ноябре 2013 года вступили в силу поправки к закону, регулирующие безопасность дорожного движения. На основании этого закона ввели новые категории и подкатегории прав. Но на деле поправки не действовали, пока 11 августа этого года не вступила программа для обучения водителей по новым нормам.