11 августа в России вступила в силу новая программа обучения водителей, утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации. Именно Минобрнауки, а не ГИБДД, разрабатывает стандарты того, как должны обучать водителей.
О том, что изменилось и как эти перемены скажутся на качестве подготовки водителей, izhlife.ru поговорил с экспертами.
7 самых важных изменений в программе обучения водителей
|
Как было |
Как стало |
Время обучения в автошколе (на категорию «В») |
156 часов (106 - теория, 50 - практика). |
190 часов (130 - теория, 56 - практика + 4 - экзамен) |
Время на сдачу внутреннего экзамена |
1 час |
4 часа |
Ввели новые предметы |
- |
Новый предмет в теории «Психофизиологические основы деятельности водителя». |
Отдельная категория для водителей машин с автоматической коробкой передач |
Учили, но не ставили отметки об этом |
В правах поставят отметку «АТ». Человеку нельзя будет управлять автомобилем с механической коробкой передач. |
Отдельная категория для водителей мопедов |
Не было |
Про факту ижевские автошколы не торопятся открывать курсы для таких водителей, по-прежнему учат на категорию «А», с которой можно управлять скутером и мопедом. |
Требования к автошколам |
- |
Например, площадь автодрома теперь должна быть не менее 2,4 тыс. м², в кабинетах должны быть телевизоры и видеопроекторы, на стенах - плакаты об оказании первой помощи, дорожных знаках, разметке. ГИБДД с выездными проверками оценит соответствие, после чего решит - выдать разрешение автошколе или нет. |
Стоимость обучения |
От 12 тысяч рублей |
По прогнозам, от 20 тысяч рублей |
1. Увеличилось время подготовки водителей
До сих пор на обучение по категории «В» (легковые автомобили) отводилось 156 часов (106 - теория, 50 - практика). Теперь - 190 часов (130 - теория, 56 - практика + 4 - экзамен). Теория считается академическими часами (по 45 минут), а практика - привычными.
При этом автошколы планируют готовить водителей также в среднем за 3 месяца за счет увеличения количества занятий в течение недели.
Станет ли подготовка водителей лучше? Эксперты считают: нет.
Артур Малиновский,
директор автошколы «Высшего искусства пилотажа»:
Дополнительных 6 часов практики слишком мало. По-прежнему мало времени на медицину - водители не в состоянии оказать помощь пострадавшим в ДТП.
|
- Нам обещали увеличить срок подготовки до полугода, на практику - до 100 часов, увеличить время на обучение правилам оказания первой помощи, - говорит Артур Малиновский, директор автошколы «Высшего искусства пилотажа». - Дополнительных 6 часов практики слишком мало. По-прежнему мало времени на медицину - водители не в состоянии оказать помощь пострадавшим в ДТП.
Кстати, о медпомощи. Эксперты признаются, что большинство занятий в автошколах заканчивается словами: но лучше ничего не трогайте, чтобы не погубить человека. Бывает, например, вытаскивают человека из машины, а у него перелом позвоночника или делают массаж сердца пострадавшему со сломанными ребрами.
То же касается и практики.
- В европейских странах уделяется больше внимание вождению в реальных условиях, курсантов почти сразу вывозят в город, - говорит Артур Малиновский. - У нас из 50 часов практики 19 выделялось на автодром, а хватило бы 5. C введением новой программы соотношение не изменилось. На автодром хватило бы и 5 часов.
2. В 4 раза увеличили время для сдачи внутренних экзаменов в автошколе
Впервые в программу обучения включена обязательная проверка полученных знаний. На внутренний экзамен выделяется 4 часа. Раньше автошколы тратили на это примерно по часу.
- Честно говоря, мы сейчас сами не понимаем, что эти 4 часа будут сдавать курсанты, - говорит Валерий Рябов, директор автошколы «Лидер». - Человек может за 20 минут решить билет, затем минут 10 потратить на автодром, максимум 20 минут на город. Выходит только час, что еще делать 3 часа? Здесь нужны разъяснения.
3. Водителей научат бороться со стрессом
Часы в теории добавятся также за счет нового предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя».
- Впервые включены в обучение психологические моменты - например, как избегать конфликтов на дороге, - объясняет Артур Малиновский. - Мы будем пытаться предотвратить случаи, например, когда один водитель нападает на другого с битой.
4. Научат водить машину с автоматической коробкой передач
Предусмотрели возможность обучения на автомобиле с автоматической коробкой передач. Это для тех, кто уверен, что за руль с механикой не сядет никогда. В правах будет отметка «АТ», и управлять такие водители смогут только машинами с автоматической коробкой.
Кстати, сейчас в автошколах Ижевска уже обучают курсантов ездить на автомобиле с автоматической коробкой передач. Два часа практики с «механикой» обходится в 350 рублей, с «автоматом» - 400.
5. Учить на категорию «М» в Ижевске не будут?
Прописывает новая программа и правила обучения на категорию «М» - для водителей мопедов и скутеров. Но ижевские автошколы не спешат вводить у себя эту категорию.
- Наша автошкола обучать водителей мопедов не будет, - рассказывает Артур Малиновский. - Нужно добавлять упражнения на автодроме, покупать новую технику. Нам это пока невыгодно.
Валерий Рябов также считает категорию «М» невыгодной: нужно покупать технику, арендовать автодромы большей площадью.
Тем более управлять мопедом можно с любой другой открытой категорией. Например, категорию «А» (мотоциклы) можно будет точно так же получить в 16 лет.
6. Ужесточили требования к самим автошколам
Например, площадь автодрома теперь должна быть не менее 2,4 тыс. м² (к примеру, это площадь 48 на 50 метров). В кабинетах должны быть телевизоры и видеопроекторы, а также плакаты об оказании первой медицинской помощи, дорожных знаках, разметке.
ГИБДД выедет и проверит соответствие, после чего решит, выдать ли разрешение автошколе. Для клиентов это должно означать, что автошкола, получившая заключение инспекции, имеет больше шансов подготовить их к сдаче экзаменов в ГАИ. Как будет на практике - пока вопрос.
Цены вырастут
- Цены на обучение, скорее всего, возрастут, - говорит Артур Малиновский. - Правда, насколько, сказать сложно. Возможно, в 1,5-2 раза. Сейчас автошколы почти не окупают себя. Нам не на что покупать новое оборудование, а сейчас этого требует программа. И инструкторы за два академических часа получают 350 рублей, в то время как, например, за занятия дочери по верховой езде я плачу 800 рублей за час.
Валерий Рябов,
директор автошколы «Лидер».
- Стоимость возрастет из-за того, что автошколам придется обязательно покупать тренажеры, расширять пространство на автодромах, устанавливать новые знаки. Стоимость может возрасти до 20 тысяч рублей.
|
- Сейчас, чтобы получить права на категорию «В», нужно заплатить 14 500, - рассказали нам в одной из автошкол, куда позвонили, не представляясь журналистами. - С 14 августа у нас начинает обучение новая группа еще по старым ценам. А вот следующие группы заплатят уже около 17 тысяч рублей.
Предыстория
Напомним: в ноябре 2013 года вступили в силу поправки к закону, регулирующие безопасность дорожного движения. На основании этого закона ввели новые категории и подкатегории прав. Но на деле поправки не действовали, пока 11 августа этого года не вступила программа для обучения водителей по новым нормам.