Улица Ворошилова: о ветхих коммуникациях
Выезжаем на Ворошилова в направлении 9 Января. На полотне дороги - единичные трещины. Состояние на твердую «пятерку».
- Дорога сделана 3 года назад, - рассказывает Михаил Тарасов. - Как видите, асфальт «стоит» хорошо, разрушений нет. Это один из лучших примеров ремонтов последних лет. Дорогу делали тщательно, на совесть.
Тарасов замечает: по ГОСТам капремонт любой дороги положено проводить раз в 12 лет, текущий раз в 3-5 лет. Все, что простояло дольше - официальное «чудо и подарок небес».
- Понятно, что ни у одного региона нет денег на такие ремонты, - рассказывает чиновник. - Даже Москва с их дорожным фондом в 50 миллиардов рублей в год (для сравнения: в Ижевске в этом году ориентировочно планируют потратить на ремонты без учета содержания дорог рекордные 800 млн руб.) только в 2013 году собирается выходить на 3-летний цикл замены дорожного покрытия.
Едем дальше. В удовлетворительном состоянии и «кольцо» на перекрестке 9 Января - Ворошилова, его делали 3 года назад. Михаил Тарасов замечает - такие дороги могут прослужить со своевременным текущим ремонтом и 5, и 10 лет.
У поворота на пивзавод, в паре сотен метров до кольца, машина ловит провал в асфальте - он идет поперек всей дороги, как желоб.
- Это коммуникации, бьемся не первый год, а сделать ничего не можем, - признается Тарасов. - Там трубы проложены. Участок ходит то вверх, то вниз, сам по себе.
Михаил Тарасов рассказывает: историческая проблема ижевских дорог - в странном расположении подземных коммуникаций. Они идут… прямо под асфальтом. Отсюда многочисленные колодцы в самых неожиданных местах автомагистралей. Стоит уйти глубже трубе из-за движения земли, поперек образуется провал. Стоит прогнить тепловому коллектору, разрушения еще больше.
- Почему так? Я правда не понимаю, - разводит руками чиновник. - В советские времена такими были градостроительные воззрения. Почему-то считалось правильным прокладывать вместе и асфальт, и коммуникации. Теперь по возможности при реконструкции мы стараемся сначала уносить коммуникации в сторону от полотна дороги, а потом класть асфальт. Характерный пример - Славянское шоссе, под которым шли трубы на одну из станций городской канализации. И улица К. Маркса, при реконструкции которой еще предстоит перенести бесчисленные ветки сетей, водопровода и кабели.
При этом, отмечает Михаил Андреевич, за состоянием подземных коммуникаций должны следить сами коммунальные организации, а не «город» или УБТ. Только вот работа у «сетевиков» «на бумаге»: официально все в отличном состоянии. До тех пор, пока из ГИБДД не приходит письмо с настоятельным требованием устранить «внезапно» образовавшуюся яму из-за «внезапно» разрушившегося теплового коллектора.
Воткинское шоссе: о советском наследии
На ул. 9 Января хороший асфальт заканчивается. А на Воткинском шоссе начинается «дорожный ад». Михаил Тарасов призывает вспомнить, когда здесь в последний раз бывала дорожная техника. Автор этих строк вспомнить не может, несмотря на 10-летний опыт в журналистике.
- В последние 5 лет мы капитально отремонтировали в Ижевске 20 процентов дорог, - говорит Михаил Тарасов. - Осталось еще 80. Многие улицы не ремонтировались с советских времен. Сейчас они особенно часто вызывают нарекания у водителей по качеству дорожного покрытия. Где-то перестилали покрытие в 90-е и в начале 2000-х, обычно это центральные улицы. В одни годы дороги не делали совсем, жили на «зачетах», на каких-то остаточных суммах в бюджете города, потом пошли точечные ремонты под предвыборные кампании.
- Таки что с Воткинским шоссе? - уточняем мы.
- На ремонт дороги требуется как минимум 300 млн рублей, - признается Тарасов. - Понятно, в этом году в дорожном фонде города таких денег нет. В любом случае после наступления сухой погоды мы все пройдем текущим «ямочным» ремонтом. А в следующие годы вернемся к вопросу о капитальном ремонте - если не всей улицы сразу, то пойдем, как и во многих частях города, «отрезками».
Холмогорова: ямы в Ижевске будут и на следующий год
С Удмуртской мы сворачиваем на Холмогорова. Ремонт здесь был четыре года назад, и дорога уже успела обзавестись небольшими выбоинами. Оценка - четверка.
- Тогда о ямах поговорим опять, - предлагаем мы. - В этом году в Ижевске объективно с дорогами по весне намного хуже. Это «край» или будет хуже?
- Хуже не будет, - грустно смеется Михаил Тарасов. - Но нужно быть готовыми к тому, что следующей весной ситуация повторится. Я призываю водителей перевести дух в острой риторике. В прошлом году снег в Ижевске таял месяц, в этом году - все сошло за 5 дней. Объем ям и ремонта по сути тот же самый, просто у нас оказалось на устранение значительно меньше времени. За пару недель мы основные «убитые» места прошли с заплатками из литого асфальтобетона. У нас, простите, многие хозяева лампочку в ванной комнате дольше меняют. А мы значительную часть города сумели в порядок привести. Не в полный, конечно, и не везде, где хотелось бы. Но ездить уже можно. Большие объемы замены асфальта - только после установления сухой погоды.
Городок Металлургов: об асфальте на голой земле
Пожалуй, самый разрушенный участок в городе - район ТЦ «Талисман» и городок Металлургов.
- Улицу 50 лет ВЛКСМ построили в 90-х годах прошлого века. Кроме асфальта, здесь ничего не делали, капитальных ремонтов позже не было,- рассказывает Михаил Тарасов. - Мы приняли дорогу только в 2009 году. Посчитайте, сколько лет ее топило, пока мы не расширили колодцы, какой объем воды стоял, какой ущерб полотну наносился!
На улице Фруктовой, напротив садоогородов «Металлург», мы выходим из автомобиля и идем смотреть «вглубь и вширь» ямы напротив остановки автобусного транспорта.
В выбоине под асфальтом, толщина которого - от силы сантиметров 5 - земля и вода.
- Как делали раньше асфальт- не знаю, - рассказывает Тарасов. - Я выезжал на ремонт улицы Самсонова. В 2010 году мы сняли там асфальт - так основания не было вообще! Ни песка, ни щебня - просто голая земля и сам асфальт! На улице Коммунаров с переулком Северным и на улице К. Маркса нашли под асфальтом «историческую» брусчатку. И такие примеры на каждом шагу.
- И что с такими дорогами делать?
- Только ремонтировать капитально. В этом году мы поставим здесь «карту» - целиком срежем поврежденный участок и положим асфальт. Но кто гарантирует, что рядом не произойдет разрушения следующей весной? Никто.
- У вас нет универсального лекарства для ремонтов? Вечного асфальта какого-нибудь…
- Нет. Есть наиболее подходящая для нашего климата технология ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон, смесь мелкого щебня, асфальта и синтетической «мастики», технологию называют самозатягивающейся, летом при высоких температурах мастика плавится и затягивает трещины и мелкие выбоины. – Прим. авт.). Она долговечна и хорошо «держит» перепады температур. Чего-то принципиально нового пока не придумано. Хотя новинки мы постоянно отслеживаем, технологии - ищем.
Кирова - Горького - набережная: о насущном
Хорошая дорога начинается ближе к перекрестку 30 лет Победы и Кирова. 30 лет Победы ремонтировали два года назад, Кирова - к юбилею города в 2008 году. Ям и выбоин почти нет, машины летят с превышением - не зря в логу у АЗС «Газпром» сотрудники ДПС любят выставлять камеры-треноги системы видеоштрафования. Поворачиваем на Горького - здесь хуже.
- В перспективе улицу нужно не просто ремонтировать, а расширять, - рассказывает Михаил Тарасов. - С учетом застройки набережной нужна как минимум еще одна полоса для движения до самой улицы Бородина. Это еще один большой ремонт на будущее.
Сворачиваем на Южную набережную. Участок на самой плотине разбит - его делали несколько лет назад военные строители. Им же, вероятнее всего, и переделывать этим летом. Сама Южная набережная словно сделана вчера - в асфальте даже трещин за зиму - несмотря на плотный поток авто - не появилось.
- Как у вас с гарантийными обязательствами? - спрашиваем мы. - Вот то же Славянское шоссе будут переделывать - Денис Агашин не принял в прошлом году.
- Процент гарантийных ремонтов невелик, - отвечает Михаил Тарасов. - А иначе, какой смысл дорожникам работать - халтура влетает в копеечку. Легко работать с подрядчиками, где есть государственные или муниципальные учредители. Они дефекты устраняют без разговоров. Сложнее с «частниками». У нас в 2010-2011 году эта проблема стояла остро. Все ремонты сначала же выставляются на торги, побеждает тот, кто предложит меньшую цену. Появились какие-то непонятные однодневки, которые брались за объемы и в итоге их бросали, не найдя денег, техники, людей. Сейчас проще - изменилось законодательство по конкурсам - нужны банковские гарантии либо живые деньги на счете для участия в торгах. Количество желающих резко снизилось. Остались только те, кто действительно умеет строить и ремонтировать дороги.
Ново-Ажимова: дежурный миллиард
Перед нами по улице Ново-Ажимова пробирается, виляя, фура известной продуктовой сети.
- Большегрузный транспорт - тоже наша беда, - сообщает Михаил Тарасов. - Посмотрите номера - зарегистрирован не в Удмуртии, транспортный налог платит в другом регионе, а разрушает дороги здесь. В прошлом году мы вывесили знаки ограничения для движения «большегрузов» в определенные часы - все равно «прорываются». Останавливают их сотрудники ГИБДД - а те в ответ: «У меня план горит!». Видимо, нужно идти дальше: закрывать город, как в Татарстане, на день и пускать фуры только ночью. И весной водить ограничение намного раньше, чем сейчас.
Мы доезжаем до перекрестка улиц Азина и Ново-Ажимова. После перекрестка - ровный асфальт, сделанный в прошлом году. Траффик - огромный. Но покрытие - без повреждений.
- У нас есть, как мы его называем, «дежурный миллиард». Это список дорог, которые остро нуждаются в ремонте, и стоимость их восстановления. Там пока основные магистрали, которые нужны всему городу. Но такую сумму получить сложно. Поэтому система - ремонт участками и постепенное соединение их в целую улицу. Ленинский район, куда ведут две магистрали, Южная набережная и Ново-Ажимова - обе «кусочками» ремонтируем. Устиновский район - начали с улицы Молодежной и Союзной, а теперь идем вглубь до Петрова, Сабурова и далее до уже отремонтированной улицы Ворошилова. В Октябрьском районе - Пушкинская и Холмогорова. И так далее. Со временем мы дойдем до объектов вроде Автозаводской, Воткинского шоссе, Карла Маркса.
К. Либкнехта - Орджоникидзе - Молодежная: 20 лет еще простоит
Участок ул. К. Либкнехта в районе ул. К. Маркса рынка разбит. Михаил Тарасов заверяет - капитальный ремонт здесь будет в комплексе с расширением ул. К. Маркса в 2014 году (здесь построят вторую полосу на участке от ул. Ленина до ул. К. Либкнехта по направлению из центра, для этого город выкупает и сносит деревянные дома напротив бывшего театра им. Короленко. - Прим. ред.). Зато участок от кольца на улице Пушкинской до кольца на улице Удмуртской только трещинами покрылся: работы дорожникам он почти не добавит.
- Это, напомню, первый опыт укладывания асфальта по современным технологиям, в частности, здесь применялся вибролитой асфальтобетон. Ремонт на улице делали больше 10 лет назад, покрытие не разрушилось до сих пор, - замечает Михаил Тарасов.
Проезжаем отремонтированные в последние три года Промышленную и Орджоникидзе - снова никаких нареканий.
Далее район улиц 40 лет Победы, Первомайской и Молодежной - здесь в этом году «яма на яме». Дороги ремонтировались в последний раз лет 10 назад.
- Вот еще специфическая особенность, - замечает Михаил Тарасов. - Микрорайон активно застраивается. Как только в каком-то участке города начинается возведение многоэтажек, дороги моментально приходят в негодность - виновата тяжелая строительная техника.
На улице Молодежной новый асфальт ляжет летом 2013 года.
- Здесь все нормально отремонтировать - и еще лет 20 простоит! - смеется Михаил Тарасов. - Это же бывшая взлетно-посадочная полоса. Внизу под слоем земли - бетонные плиты. Как дома здесь строили - не знаю. Мы когда благоустройством дворов занимались, глубже, чем на длину штыка лопаты в землю «руками» уйти не могли.
На перекрестке Труда и Молодежной - глубокая яма.
- Вот здесь вы не поспорите, Михаил Андреевич, всю зиму объезжали эту яму, куда смотрели подрядчики? - ловим мы собеседника.
- Признаю, бывает. Халтурят - устраним, - кивает Тарасов. - Сейчас мы ставим задачу объединить все 4 основных дорожных предприятия города в единый комплекс. Так проще и руководить, и заниматься вопросами техники, и призывать к ответу, в конце концов, за недостатки.
- Вам самому-то как на горячем кресле работается? - интересуемся мы. - Только ленивый не пнет ваше управление!
- У меня ответ простой: «Приходи и садись на мое место»! - парирует Тарасов. - Я был бы только рад, если бы у кого-то получилось с дорогами лучше.
|