- Почему дороги в Удмуртии разбиты?
- Причин несколько. Первая - «недоремонт» дорог. Его уровень - более 90%. Ситуация по дорогам сложная. То, что мы делаем, - просто латаем дыры, а нужно заходить в «основание». И никто не ходит в розовых очках, тема не замалчивается. Я рад, что в республике есть понимание важности развития дорожной отрасли, именно поэтому и появилось профильное министерство.
Вторая - чрезмерные нагрузки на дорожное покрытие. Около 60% дорог в Удмуртии относятся к 4-й категории и рассчитаны на машины с нагрузкой на одну ось не более 6 тонн. Но при этом по дорогам ездят грузовики весом и 20, и 30, и даже 100 тонн. Мы боремся с перегрузом помощью крупных штрафов, организуем дежурство службы весового контроля. Надеемся, что эти меры помогут если не сократить нагрузку, то получать в бюджет соответствующие суммы штрафов и платы за проезд тяжелогруженой техники.
Третья - природные условия. Удмуртия, как известно, - родниковый край. И все наши проблемы идут не сверху, а снизу. Грунтовые воды находятся близко к поверхности, размывают основание дорожного полотна. Особенно это было заметно по «провалам и вспучиванию» весной 2012 года.
- Давайте разберемся с тем, сколько стоит километр дороги. Средняя стоимость гравийной дороги - 14 млн рублей за 1 км, асфальтированной - 30 млн. Эти данные озвучил Глава Удмуртии Александр Волков.
- Есть гравийные дороги, которые строятся и по 7, и 8 млн рублей за 1 км, есть и по 12 млн рублей за 1 км - асфальтированные, и, наоборот, есть объекты в гравийном исполнении по 18 млн руб за 1 км. Необходимо учитывать то, что в стоимость входит не только полотно, но и все искусственные сооружения - мосты, трубы, съезды, перенос коммуникаций, выкуп земли и т.д. Пример - есть объекты протяженностью 1,5 км стоимостью 70 млн рублей. Из них дорога - 10 миллионов, а мост - 60 млн рублей. Но мы не можем его обойти и оставить без реконструкции - это «деньги на ветер».
В настоящее время рассматривается возможность строительства сельских автомобильных дорог 5-й категории в населенных пунктах с низкой интенсивностью движения, что позволит удешевить строительство в 1,2-1,5 раза. Например, в сельской местности дорожникам разрешат прокладывать дорогу не в две полосы, а однополосную с «карманами» для разъезда сельхозтехники и транспорта.
- В республике создан дорожный фонд. Каковы его перспективы, в том числе в части поддержки дорожного фонда Ижевска?
- Кроме постепенного увеличения финансирования (в перспективе дорожный фонд может превышать 5 млрд рублей. - Прим. ред.), мы видим четкую плановую работу. Если мы будем знать сумму финансирования дорожной отрасли заранее, в момент принятия бюджета Удмуртии, сможем еще зимой провести все торги, а дорожники выйдут на объекты уже весной.
Сейчас, напомним, зачастую деньги «приходят» весной или в начале лета, еще месяц-полтора необходимо на проведение торгов и конкурсов.
Мы обсуждаем ряд моментов.
Первый - строительство мостов через реки Кама и Буй. Около 1 млрд рублей на эти цели также входит в состав дорожного фонда на 2013 год. Однако республика получает после окончания строительства (по планам группа застройщиков моста должна представить документы в феврале 2013 года, но, вполне возможно, это произойдет до Нового года. - Прим. ред.) объект стоимостью 14 млрд рублей. И, наверное, имеет смысл не «доставать» эти деньги из дорожного фонда, а выделять отдельно.
Второй - распределение средств между ремонтом и строительством дорог. Первоочередная задача для нас - не потерять те дороги, которые уже есть, больше ремонтировать, чем строить новых.
Третий - дотации дорожному фонду Ижевска. Восстанавливать дороги в Ижевске необходимо. И это большие средства. Пока - на уровне предварительных переговоров - мы достигли понимания, что поддержка Ижевска должна быть в разы больше (напомним, в 2012 году город получил от республики 100 млн рублей).
Что отремонтировали в 2012 году?
- Участки а/д Воткинск - Чайковский - 15 км
- Участки а/д Игра - Глазов (участок, проходящий по территории Балезинского района) - 11,5км
- Окружная города Ижевска (от федеральной трассы М-7 «Волга» до автодороги Ижевск - Воткинск) - 10,8 км
- Участки а/д Балезино - Сергино - 2,8 км
- Участки а/д Як-Бодья - Шаркан
- Участок автодороги Сарапул - Воткинск (Перевозное - Ольхово) (восстановлено гравийное покрытие, разрушенное большегрузным транспортом) и другие.
- Участок федеральной трассы М-7 - 55 км (примерно шестая часть трассы).
Сколько строят в Удмуртии по сравнению с Россией
- 12% денег из 6 млрд рублей, предусмотренных федеральным бюджетом в 2012 году на строительство сельских дорог в России, пришли в Удмуртию.
- Из 450 километров сельских автомобильных дорог Приволжского федерального округа, введенных или подлежащих вводу в эксплуатацию в 2011-2012 годах, 132 километра - это дороги Удмуртской Республики - 30% от общей протяженности.
В 2012 году предстоит ввести в эксплуатацию 70 км новых автомобильных дорог, отремонтировать 52 км. Кроме того, будет отремонтировано 46 км улично-дорожной сети в населенных пунктах Удмуртской Республики. Всего же на всей территории республики в 2012 году будут проведены дорожно-строительные работы на 223 км дорог федерального, регионального и местного значения.
Проекты на ближайшее время (2013-2014 годы)
Мост через реки Кама и Буй у города Камбарка
В мае текущего года переговоры по проекту завершились заключением концессионного соглашения между Удмуртией и компанией-концессионером. В настоящее время идет процедура финансового закрытия. В перспективе инвестиции в строительство составят более 14 млрд руб.
Автодорога Ижевск - Сарапул
Проектно-сметная документация на реконструкцию участков протяженностью 34,7 километра уже готова. В настоящее республика пытается привлечь федеральное финансирование.
Дорога на Киров
Миндортранс Удмуртии продолжит совместную работу с руководством Кировской области по определению наиболее перспективного транспортного сообщения, соединяющего наши регионы.
Западный обход Ижевска
В планах передача западного обхода Ижевска - участка объездной дороги между Можгинским и Як-Бодьинским трактом - на обслуживание в «Федеральное Управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (то есть на плечи федерального бюджета). Это позволит освободить деньги дорожного фонда Удмуртии и направить их на другие участки
Дорога Воткинск - Чайковский
В 2012 году будет отремонтировано 15,5 км, в том числе капитальный ремонт моста через реку Сива. В 2013 году планируется начало строительства нового моста на данном участке дороги через реку. Сейчас решается вопрос с собственниками прилегающих земельных участков.
Реконструкция мостов
Все мосты в Удмуртии построены при СССР и практически в одно время. И у всех подходит к концу срок службы. Миндортранс Удмуртии проводит большую работу по привлечению дополнительных средств на реконструкцию мостового хозяйства.