Top.Mail.Ru
16 марта 2018 16:26
Покупатель

Осторожно, подделка: почему штрафы не пугают недобросовестных производителей?

И какие меры могут заставить перестать обманывать покупателей

Стали известны результаты контрольной закупки сметаны, которую две недели назад в торговых сетях и на мини-рынках Ижевска провели специалисты Министерства промышленности и торговли республики и региональной общественной организации «Союз потребителей Удмуртии». Из 15 образцов сметаны два оказались фальсификатом. Это выяснилось в ходе лабораторных исследований в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан».

В «черный список» попали следующие образцы сметаны и ее производители:

1. Сметана «Заволжская», ООО «Молочная индустрия», г. Самара, ул. Ставрапольская, 214. Закупка произведена в магазине «Лента».

2. Сметана «Спар» 15%, ЗАО «Молоко», г. Чайковский, ул. Энергетическая, 24. Закупка произведена в магазине «Спар».

Национальная трагедия

– Во время контрольной закупки мы прежде всего ориентировались на жалобы покупателей, покупали продукцию тех производителей, в качестве которой жители республики сомневаются, – комментирует Софья Гунина, заместитель руководителя УРОО «Союз потребителей».

Напомним, в 2017 году общественники отправили на экспертизу 92 образца молочной продукции. Это не только сметана, но еще и сыры, молоко, творог, сливочное масло. В результате каждый третий образец оказался подделкой!

– Все результаты лабораторных исследований мы отправляем продавцу, производителю и в контролирующие органы. В этом году продолжим нашу работу, – продолжает Софья Гунина. – Наша задача – вывести нечестных производителей на чистую воду.

Координатор федерального проекта «За честные продукты!» Александр Бражко сравнивает проблему фальсификации продуктов с национальной трагедией.

– В 2015 году Президент России подписал Указ о создании госкомиссии по борьбе с контрафактом. Всего таких комиссий в нашей стране три, есть еще антинаркотическая и антитеррористическая. Этот факт – лучшее подтверждение масштабов проблемы, – говорит Бражко.

Впрочем, точными данными о том, какова доля фальфицированных продуктов на магазинных прилавках, не располагает никто. Хотя, например, Роспотребнадзор заявляет о том, что доля фальсификата в молочной продукции равна 4-5 процентам.

– Это свидетельствует лишь о результативности работы этого надзорного ведомства, – считает Александр Бражко. – Пресс-служба федерального ведомства всячески пытается остановить работу по выявлению фальсификата региональными Управлениями Роспотребнадзора. К сожалению, субъекты, где работа ведется в интересах потребителей, а не статистики, где проводят исследования не премиальных продуктов, а тех, которые входят в минимальную потребительскую корзину, сегодня попадают в «черные» списки. О них пишут примерно так: доля молочного фальсификата в области N – 25 процентов. Но это манипулирование, обман! Результативность работы – 25 процентов! Чем больше нашли, тем меньше фальсификата на рынке!

Не каждое региональное управление готово бороться, многие ждут, когда в Москве изменится подход к решению вопроса. Поэтому для проверок продукции надзорное ведомство зачастую сознательно не выбирает «подозрительную» продукцию. Но зачем искать фальсификат там, где его, скорее всего, нет? Нужно проверять «сливочное масло» стоимостью 35 рублей за пачку, а не за 150 рублей. В 2015 году ответственность за фальсификат в субъектах Президент России возложил на глав регионов. Поэтому ситуация будет меняться.

Действенная мера: не штраф, а запрет на производство

По словам  Ксении Мокрецовой, заместителя начальника отдела ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике, для производителей фальсифицированной продукции предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Речь идет о штрафах: от 20 000 рублей для индивидуальных предпринимателей и от 100 000 рублей для юридических лиц.

Однако штрафы производителей не пугают. Недобросовестные представители бизнеса готовы их оплачивать, поскольку фальсификация – дело чрезвычайно выгодное.

– На мой взгляд, гораздо более действенным наказанием для нерадивых производителей является приостановление действия  декларации о соответствии на товар, – комментирует Ксения Мокрецова. – В результате предприятие лишается права производить продукцию, которую оно подделывало. Такая мера существует и сейчас, но применяется не так часто. Хотя если приостановить декларацию, к примеру, на год, производитель, наверняка, задумался бы, стоит ли обманывать покупателей. Получение декларации – дело хлопотное и затратное.

Отметим, что в 2017 году специалисты Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике отозвали декларацию о соответствии у одного предприятия Удмуртии – ООО «Феникс». Компания не раз попадалась на том, что выдавала спред за сливочное масло.

– Как показывает практика, производством фальсификата грешат преимущественно небольшие компании, – говорит Ксения Мокрецова. – Крупные предприятия дорожат своей репутацией и такого в своей работе не допускают.

Фальсификат в школах и больницах 

Еще одна сторона проблемы – поддельные продукты питания в социальных учреждениях. Как известно, поставщики продуктов в детские сады, школы, больницы выбираются в ходе проведения тендеров. Выигрывают их, как правило, те, кто предложит самую низкую цену за тот или иной товар. В результате больных и детей кормят «сливочным» маслом стоимостью 190 рублей за килограмм.

– Проблема известная. И, конечно, во главе угла должно быть качество, а не цена. Но наше ведомство к госзакупкам отношения не имеет, – говорит Ксения Мокрецова. – Кроме того, мы не отбираем образцы продуктов питания в школах, больницах и прочих бюджетных учреждениях. Но мы можем это сделать, если к нам обратятся родители, усомнившиеся в качестве продуктов, которыми кормят их детей, или руководство школы, детского сада. Такие исследования для них будут проведены бесплатно.