Top.Mail.Ru
2 августа 2012 10:02
Покупатель

«Столичный» упадок Часть 3

Руководство неблагополучной сети пытается само ее обанкротить.

Краткое содержание предыдущих серий: в 2011 году некогда популярная среди ижевчан торговая сеть «Столичный» начала стремительно терять свои позиции. Вследствие, вероятно, не самой дальновидной финансовой политики своего руководства сеть все хуже расплачивалась за поставки. Долги росли как на дрожжах. Поставщики, среди которых числились десятки компаний - от небольших ИП до крупнейших производителей Удмуртии - были вынуждены прекратить отгрузки. Переговоры с руководством компании «Юлена» - владельцем бренда «Столичный» - ни к чему не привели. Бывшие партнеры сети начали массово обращаться в суды… Горожане между тем, по сообщениям СМИ, все чаще жаловались на пустые полки, неприветливых сотрудников, несвежую продукцию.

Суд да дело

В конце прошлого года подача исков на взыскание долгов с «Юлены» приняла лавинообразный характер. Как свидетельствует сайт Арбитражного суда РФ, погасить задолженность за отгруженные «Столичному» товары потребовали свыше 100 поставщиков. А ведь за каждым иском - ограничение для развития бизнеса, нехватка оборотных средств, необходимость закрывать чужие долги за счет собственных ресурсов.

- На данный момент они должны нам 400 тысяч рублей, - рассказал Ильдар Галлиев, директор ООО «Протэкс». - Когда мы вели с ними переговоры, они сказали, что наша продукция просто не продается в магазинах. Мы попросили хотя бы вернуть товар, на что получили отказ. Ни денег, ни товара. Из-за этого мы не смогли вовремя расплатиться с фабрикой-производителем, что, естественно, повлияло на нашу репутацию. И сейчас мы просто оказались на грани банкротства. Ситуация останется безвыходной, если не вмешаются власти республики и России.

При этом сама «Юлена» выбрала для судебных разбирательств весьма своеобразную тактику. Очевидно, что любая добропорядочная компания, раз уж дело дошло до суда, постаралась бы максимально быстро пройти все стадии и выполнить свои финансовые обязательства перед поставщиками и кредиторами. Однако представители сети «Столичный», судя по срокам опубликованных на судебном сайте документов, стараются затягивать разбирательства как можно дольше. Практически по каждому делу они выжидают максимальное количество дней после решения суда первой инстанции. И лишь в последний момент, почти по истечении отпущенного законом месячного срока, отправляют бумаги на обжалование.

Но не зря говорят - сколько веревочке ни виться… Несмотря на все ухищрения, в апреле этого года в отношении ЗАО «Юлена» было возбуждено дело о банкротстве. В компании ввели процедуру наблюдения, которая серьезно ограничила «руководящие» возможности ее директора и владельца Сергея Рябова.

В целом, по логике антикризисного законодательства, смысл процедуры наблюдения - сделать вывод, сможет ли банкрот рассчитаться с долгами и остаться на плаву, или компанию необходимо ликвидировать, а долги закрыть за счет продажи ее собственности. Заодно назначенный управляющий пресекает возможные попытки руководства компании-банкрота вывести из нее активы - имущество, деньги и т. д.

«Интервью в майке»

Таким образом, ситуация, хоть и с определенными задержками, но развивалась по вполне закономерному сценарию. Однако в конце июля руководство «Юлены» выступило с рядом громких заявлений. Это видеообращение Сергея Рябова, видимо, в силу специфического стиля одежды, некоторые наблюдатели прозвали «интервью в майке». Оно не получило широкого распространения в Интернете, но, тем не менее, основные его положения все же стоит рассмотреть.

Стоя на фоне пустого магазина и изредка перемежаясь кадрами единичных покупателей, господин Рябов заявляет, что «коварные планы рейдерского захвата и поглощения… с треском провалились. А попытки использовать процедуру банкротства для захвата чужого имущества потерпели фиаско».

То, что имущество, которое якобы и было объектом захвата, давным-давно находится в залоге у крупнейшего российского банка, и захватывать его не имеет вообще никакого смысла, при этом, конечно, не прозвучало.

«Арбитражный суд Ижевска (! - прим. авт.) отменил процедуру банкротства в отношении ЗАО «Юлена», - продолжает вещать Сергей Рябов.

Начнем с того, что «Арбитражного суда Ижевска» нет в природе. Есть Арбитражный суд УР и стоящий над ним 17-й Арбитражный апелляционный суд в Перми. Но не стоит придираться по мелочам. Тем более что никакую процедуру банкротства суд не отменял. Он лишь прекратил процедуру НАБЛЮДЕНИЯ. А дело по самому банкротству продолжается - и весьма успешно. Конечно, руководству неблагополучной сети стоит порадоваться и отмене наблюдения - ведь это, как мы уже писали выше, теоретически развязывает ему руки и дает большие возможности. Но ни о каком прекращении банкротства, подчеркнем, и речи нет.

Причиной же отмены наблюдения стали отнюдь не «грубейшие нарушения законодательства», как спешит заявить г-н Рябов, а чисто процессуальные проволочки, на поиске которых представители «Юлены», по всей видимости, просто собаку съели. Кстати, сейчас решение об отмене наблюдения оспаривается в суде как не имеющее отношения к сути дела. И вполне вероятно, что оно будет пересмотрено.

«11 марта собрали всех 165 поставщиков, все единогласно проголосовали за работу… Восстанавливается доверие среди поставщиков», - как на духу выдает Рябов.

Но чуть позже противоречит сам себе, признавая, что текущий ассортимент «столичных» магазинов не может удовлетворить покупателя «среднего и выше среднего». Как-то не очень это вяжется с «единогласным» решением поставщиков продолжать работу.

«Для работы с персоналом пригласили психологов, ПСИХИАТРОВ даже, чтобы улучшить работу с покупателями…», - выдает еще одно откровение Сергей Алексеевич.

Ну, что тут скажешь. Учитывая, что психиатры – специалисты по лечению психических болезней, хочется надеяться, что до покупателей они не доберутся, ограничившись «работой с персоналом».

Наконец, господин Рябов обращается ко всем поставщикам с призывом к совместной работе и заверением, что «сеть получила возможность начать восстановление платежеспособности, убедила банк» и т. д.

Сам себе банкрот

Руководитель «открытой, честной и прозрачной» компании в своем обращении умолчал об одном, но крайне важном обстоятельстве. 22 мая 2012 года ЗАО «Юлена» обратилось в Арбитражный суд УР с заявлением признать банкротом… самого себя. Копия этого документа, получившего в суде номер 5780Г45 от 22.05.2012 г., имеется в распоряжении редакции. На трех страницах за подписью директора ЗАО «Юлена» С. А. Рябова содержится весьма красноречивый отчет о состоянии дел сети.

Сумма требований кредиторов, которые признает сама «Юлена» - 1 миллиард 705 миллионов 422 тысячи 166 руб. 99 коп. (!)

Просроченная задолженность по платежам в бюджет - почти 7 млн. рублей, по зарплате - почти 4.5 млн. рублей.

В списке активов перечислены в том числе основные средства и остатки товаров - но они в сумме не дотягивают и до полумиллиарда рублей. Особое умиление вызывает такая строка, как «долгосрочные финансовые вложения». По ней числится аж 9600 рублей. Ну, видимо, по срокам и вложения.

Делая закономерный вывод, что имеются признаки банкротства, директор «Юлены» просит признать это ЗАО несостоятельным и назначить временного управляющего из Уфы.

В качестве одного из приложений к заявлению идет в том числе перечень всех кредиторов «Юлены» на трех листах.

Не будем утверждать, что это относится к «Юлене», но во многих случаях банкроту весьма выгодно самому рулить процессом признания собственной финансовой несостоятельности. Вот только к обещаниям долгого и взаимовыгодного сотрудничества все это, увы, не имеет уже никакого отношения. Мы продолжаем следить за развитием этой ситуации.