Top.Mail.Ru
30 декабря 2010 08:45
Новости компаний

Председатель Совета директоров Корпорации «Центр» Сергей Ощепков: «За два года каждый третий наш сотрудник получил повышение»

С началом кризиса Корпорация «Центр» показала удивительные даже для благополучных времен темпы роста. О том, благодаря чему их удалось добиться, и о других важных итогах года нам рассказал бессменный руководитель компании Сергей Ощепков.

Новогодний тост Сергея Ощепкова - конечно, за успехи уходящего года и новые достижения наступающего. Фото: А. Бабушкин
Новогодний тост Сергея Ощепкова - конечно, за успехи уходящего года и новые достижения наступающего. Фото: А. Бабушкин

С началом кризиса Корпорация «Центр» показала удивительные даже для благополучных времен темпы роста. О том, благодаря чему их удалось добиться, и о других важных итогах года нам рассказал бессменный руководитель компании Сергей Ощепков.

- Сергей Федорович, этот год был для Корпорации особым - она отметила свое 20-летие и при этом продолжила активное развитие. На Ваш взгляд, какие итоги года являются самыми значимыми?

- 2010 год подтвердил правильность той стратегии интенсивного развития, которую мы утвердили с наступлением кризиса. 2009 год во многом был подготовительным, хотя Корпорация и успела открыть за него 25 новых торговых центров. Но в наиболее знаковые города - миллионники Пермь, Уфу, Екатеринбург - мы полноценно зашли именно сейчас. Причем открывали в них не по одному магазину, а по 4-5. В случае с Екатеринбургом мы за несколько месяцев охватили еще и практически всю область - Нижний Тагил (3 ТЦ), Серов, Каменск-Уральский, Верхняя Пышма и т. д. Три миллионника за год - это серьезно. И к заходу в каждый из крупных городов мы серьезно готовились - изучали специфику рынка, планировку, конкурентов.

За всей этой большой работой и юбилей подкрался, как всегда, незаметно. Конечно, мы достойно отметили свои 20 лет, традиционно наградили лучших сотрудников почетными званиями и поездкой за границу. Но, если честно, устраивать какие-то долгие празднества было некогда.

В следующем году мы продолжим открывать новые торговые центры. Наверное, в несколько меньшем количестве, чем сейчас. Потому что расти такими темпами два года подряд нельзя - не хватает даже не столько финансовых ресурсов, сколько кадровых. Мы не привлекаем персонал со стороны. А до своего места человек должен вырасти.

За два года активного роста мы открыли около 50 торговых центров. Значит, 50 человек стали менеджерами магазинов, а на их прежние должности пришли другие перспективные сотрудники. Кроме того, в каждом новом магазине появились как минимум три менеджера торгового зала, плюс пришла команда старт-апа – руководитель отдела рассрочки, службы безопасности и т. д. В целом за эти два года около трети наших сотрудников поднялись вверх по карьерной лестнице, и многие - даже не на одну ступеньку. А всего в Корпорации появилось около 2500 рабочих мест. Думаю, для кризиса это очень хороший показатель. Сейчас менеджерам нужно обрасти опытом, авторитетом, умением руководить. Поэтому следующий год мы во многом посвятим обучению персонала.

- Какие виды обучения сотрудников предусмотрены в следующем году?

- У нас давно функционирует учебный центр, где перспективных сотрудников, желающих сделать карьеру, обучают профессиям менеджеров торгового зала и магазина. Для продавцов же предусмотрено обучение правильным технологиям продаж. Они должны уметь грамотно говорить и знать все о товаре. Но при этом рассказывать покупателю именно то, что тому требуется. Потому что если 60-летней бабушке начать описывать технические тонкости LED-телевизора, она ничего не поймет и уйдет.

Продавец вообще должен подстраиваться под покупателя. Идеальный продавец - это тот, после общения с которым остается впечатление, будто пообщался со старым другом. Который подсказал тебе, как сделать правильный выбор, а не навязал ненужную вещь.

- Если вернуться к региональному развитию, как рынок воспринял появление Корпорации - в том же Екатеринбурге?

- В кризис на рынке возник определенный вакуум, хотя и очень небольшой. Закрылся «Мир», сократили количество точек «Техносила» и «Эльдорадо», рухнули десятки региональных сетей. Новые магазины открывали единицы, а такими темпами, как мы, вообще никто не рос. В Екатеринбурге ушло с рынка около двух десятков магазинов, и Корпорация заняла их место. Восприняли нас там достаточно спокойно - пустое пространство всегда кто-то занимает. Мы, в принципе, нигде не чувствовали каких-то ограничений. Единственное исключение - Уфа, где, как ни странно, в большом дефиците торговые площади. Поэтому я не считаю экспансию туда завершенной. Для Уфы три торговых центра - маловато.

- Если смотреть по рынку в целом - чувствуется ли оживление после кризиса?

- Нынешний кризис был нестандартным и проявлялся далеко не во всех сферах. Думаю, истинные его масштабы были значительно раздуты в СМИ и Интернете, и это ухудшило последствия. У кризиса было два действительно негативных проявления. Первое - люди, даже не пострадавшие от кризиса, стали экономить. И это снижение покупательской активности ударило практически по всем. Второе - из России ушли дешевые западные деньги. Ставки по кредитам подскочили почти втрое, но даже по ним получить кредиты стало непросто. В такой ситуации больше всего пострадали предприятия, имевшие большую долговую нагрузку.

Сейчас обе проблемы преодолены: потребители стали тратить гораздо больше, а банки вернули ставки к уровню 2008 года. Хотя осторожность в выдаче кредитов осталась. В целом, улучшения идут, но неравномерно. Есть немало отраслей, для которых кризис еще не кончился.

- Что Вам запомнилось из новинок техники этого года?

- Если взять телевизоры, то там продолжается тенденция делать все более плоские экраны. Уже есть LED-телевизоры, толщина которых равна толщине самой панели - около сантиметра. Не удивлюсь, если скоро мы увидим ТВ, которые будут разворачиваться из рулона, как картины. Появились и 3D-телевизоры - наверное, как побочное действие «Аватара». Но пока для них почти нет ни дисков с фильмами, ни ТВ-каналов. Товар для ценителей технических новинок.

- В Корпорации в этом году появилась техника легендарной Apple. С чем это связано?

- Мы доросли до того, что представляем весь существующий спектр техники, который нужен потребителю. Поэтому если есть достойный бренд, в любом случае он у нас появится. Потребитель должен иметь право выбора. Мы стали официальными дилерами Apple, представляем всю линейку их техники, поставляемой в Россию. О неимоверно раскрученном iPad речь пока не идет - массово для России его еще не производят. Хотя как пользователь не вижу в нем ничего сверхъестественного, у Apple, на мой взгляд, есть лучшие образцы.

- Раз уж речь зашла о высоких технологиях, то как у Корпорации развивается направление интернет-торговли?

- Практически во всех городах, где мы присутствуем, есть возможность заказать товар через Интернет. При этом, в отличие от большинства интернет-магазинов, покупатели имеют все наши стандартные гарантии и уровень сервиса.

Проект будет расширяться, проводить свои акции. Сейчас продажи там успешно растут. Но при этом не думаю, что Интернет когда-нибудь вытеснит обычные магазины. В США этого не произошло, хотя там проникновение сети максимальное. Просто люди хотят получить удовольствие от покупки, консультацию от продавца, а не компьютера. Но какую-то свою нишу Интернет займет. Думаю, процентов 20-30 потребителей будут покупать там.

 

НОВОГОДНЯЯ ИСТОРИЯ ОТ СЕРГЕЯ ОЩЕПКОВА

31 декабря у руководства Корпорации есть традиция - «закрывать магазины». Вечером мы их объезжаем, поздравляем продавцов с Новым годом. Ведь для них предпраздничные дни - самый трудный период, когда приходится работать допоздна без выходных. И вот как-то приезжаем в один из торговых центров, время - 8 вечера. Народу уже никого. У продавцов стол накрыт, начинают открывать шампанское. И вдруг влетает парочка, которой ни жить ни быть надо стало купить большой телевизор. Мы всегда работаем до последнего покупателя, и один из ребят мужественно отправляется обслуживать клиентов. Я посмотрел, как он общается с покупателями, и сразу предложил повысить ему категорию. А когда парень вернулся за стол, все коллеги так ему аплодировали, что он долго не мог понять - что же такого он сделал.