Top.Mail.Ru
4 февраля 2014 10:26
Новости компаний

ТЭЦ-1 - 80 лет! Как строили - за один год вместо четырех

@История создания и развития ижевской «Авроры». <фото + конкурс>

предоставлены сотрудниками ТЭЦ-1
предоставлены сотрудниками ТЭЦ-1

Строительство ижевской ТЭЦ началось в 1930 году в рамках плана ГОЭЛРО. Но из-за нехватки топлива стройка вскоре была заморожена. Работы возобновили лишь через три года, объявив стройку «ударной». В Ижевск со всей республики стали съезжаться люди, многие приезжали целыми семьями. Жили в наспех построенных бараках. О комфорте думать было некогда.

Такими же непростыми были и условия труда. Все делалось вручную, но максимально быстро, поскольку все сроки строительства были упущены. Нередко ижевчане сотнями выходили на субботник, чтобы внести свой вклад в создание первой в республике ТЭЦ.

Особую проблему создавал находящийся неподалеку Ижевский пруд. Согласно проекту, подземное здание водоприемника возводилось на плавуне, ниже уровня прудовых вод на 6,2 метра. Поэтому стоило остановить работы, как дно котлована покрывалось илом, его начинало затоплять. В итоге землекопам приходилось сутками работать без перерыва!

Строители ТЭЦ, 1934 год.

Следующий этап - забивка свай в грунт. Деревянные сваи ломались, порой за день удавалось забить всего три. Ситуация осложнялась тем, что работы велись зимой. Промерзшая земля не поддавалась. Находчивые рабочие решили по ночам пропаривать грунт - жгли костры, поливали землю кипятком. Это дало возможность завершить этот этап работ на пять дней раньше срока.

29 января 1934 года Ижевская ТЭЦ дала первый ток. Ее мощность для тех лет была немалой - 24 тысячи киловатт. Сначала два первых котла электростанции работали на древесной щепе, вырабатывая энергию только для нужд Ижстальзавода. Но развивающаяся промышленность Ижевска требовала все больше электричества. К тому же в 1935 году - также благодаря ТЭЦ - в городе появились первые трамваи. Нужны были новые мощности. В 1936 году на станции появился третий котел, а еще через три года - четвертый, топливом для которого служил более экономичный по сравнению со щепой уголь. Постепенно на уголь перевели все котлы.

Главный корпус ИжТЭЦ в 1934 году.
Годы войны: ни дня простоя

Во время Великой Отечественной войны ТЭЦ ни на один день не прекращала свою работу, бесперебойно снабжая энергией оружейные производства машзавода и «Ижстали». И это - несмотря на возникшие проблемы с топливом. Поставки угля из оккупированных немцами районов страны прекратились, дрова готовить не успевали (на ТЭЦ в те годы сжигали более 200 вагонов дров в сутки!).

Уголь стали завозить из Сибири. Но он содержал много серы, из-за чего бункеры постоянно заваливало шлаком. Золу не успевали вывозить на берег пруда. Ветераны вспоминают, что заводская территория к концу войны была завалена черной пылью до уровня первого этажа. Зачастую зола просто спекалась в топках. Но работу котлов останавливать было нельзя. Чтобы очистить их от шлака, рабочие рисковали собственной жизнью. Облив ватники водой, обвязав голову платками, они забирались в горячие котлы, температура в которых была не ниже 160 градусов, и разбирали спекшуюся массу. Мокрые ватники высыхали мгновенно и порой не спасали от ожогов. В 1944 году в строй вошел пятый котел. Он работал на торфе, которого в Удмуртии было предостаточно. На какое-то время проблема с топливом была решена.

Стоит отметить, что десятки энергетиков ушли на фронт. Их заменили женщины и подростки. Работали они на износ - рабочий день на станции тогда был 12-14 часов.

В 1935 г. в Ижевске появились первые трамваи.

Принцип работы - модернизация

После войны Ижевск стал быстро развиваться, городу требовалось все больше электроэнергии. Было принято решение о модернизации ТЭЦ. Это позволило не только существенно увеличить мощность станции, но и улучшить условия труда рабочих. К примеру, золу уже не нужно было вывозить вагонетками, ее стали смывать водой.

В 1959 году на ТЭЦ была смонтирована бойлерная установка, благодаря чему станция стала снабжать теплом не только предприятия, но и жилые дома Ижевска. Это позволило закрыть более 60 маломощных котельных и значительно улучшить экологию города. В этом же году Ижевская ТЭЦ-1 была закольцована в единую энергосистему Урала, что сделало ее работу более надежной. С тех пор станцию постоянно реконструировали, не позволяли оборудованию ветшать.

Как бы то ни было, основное оборудование ТЭЦ-1 к 90-м годам устарело морально и физически. В первую очередь срочно нужно было менять котлы и турбогенераторы, которые были введены в эксплуатацию еще в 1934-1944 годах.

В 1996 году были начаты работы по реконструкции самого первого и самого старого на станции котла - еще американского, фирмы «Бобкок-Вилькокс». Для нового фундамента приходилось вбивать 20-метровые сваи порой в полуметре от работающего оборудования - станция ни на миг не останавливала свою работу. Невероятно, но прямо на действующей станции энергетикам удалось смонтировать новый котел весом 650 тонн и высотой 30 метров! Главная цель была достигнута - уровень производства энергии и надежность подачи тепла в город существенно повысились.

Многие станции - одногодки ТЭЦ-1 - давно уже «вышли на пенсию», а ижевская «старушка» и сегодня продолжает трудиться. И не просто трудиться, а развиваться. В 2012 году на станции началась глобальная реконструкция, подобной которой еще не было. Строится новый современный энергоблок, который позволит увеличить выработку электричества в 4 раза. Чем отличается эта стройка и какие преимущества получат Ижевск и его жители после окончания реконструкции ТЭЦ-1, читайте в одном из ближайших номеров «Центра».

29 января 1934 года заработала Ижевская ТЭЦ-1 - одна из старейших теплоэлектростанций не только в Удмуртии, но и вообще в России. За сходство со знаменитым крейсером и близкое расположение к пруду ижевчане прозвали ее «Авророй». Сегодня мы вспоминаем весьма непростую и интересную историю станции и ту огромную роль, которую она сыграла в развитии Ижевска.

Из первых уст

Почему снег на Ижевском пруду был черным?

Борис Переверзев пришел на ТЭЦ-1 в 1962 году после окончания вуза. Начинал релейщиком, а в 1981 году возглавил станцию и руководил ею 27 лет!

- Помню, как в первые дни работы на ТЭЦ меня удивляло, что в одном цехе холодно, минусовая температура, а в другом нестерпимо жарко. Так что идешь, а у тебя под ногами торфяная пыль искрит (до 1963 года на ТЭЦ сжигали до 5000 тонн торфа в сутки, это 180 железнодорожных вагонов. - Прим. авт.), - вспоминает Борис Переверзев, ныне начальник электротехнического отдела Удмуртского филиала «ТГК-5». - Поэтому цеха и оборудование приходилось постоянно мыть, чтобы избежать возгорания. В 1966 году был внедрен новый вид топлива -попутный газ. И цеха стали чистыми.

В 1987 году ТЭЦ полностью перешла на газовое топливо. Ижевчане заметили, что черная торфяная пыль исчезла с поверхности воды, а зимой - со снежного покрова пруда вблизи станции. Мы постоянно что-то реконструировали, меняли устаревшее оборудование на более современное. Словом, делали все для повышения уровня производства и экологической безопасности ТЭЦ, усиления надежности энергоснабжения города.

Конкурс

Сфотографируй Ижевскую ТЭЦ - получи приз!

КЭС-Холдинг объявляет о начале фотоконкурса «Энергия перемен», посвященного истории и сегодняшнему дню станции

В год юбилея Ижевской ТЭЦ-1 Удмуртский филиал ТГК-5 объявляет о начале конкурса фоторабот «Энергия перемен», посвященного истории и сегодняшнему дню станции. С 15 февраля по 1 мая 2014 года на конкурс принимаются фотографии, посвященные электростанции в разные годы ее «жизни». Участниками фотоконкурса могут стать все желающие, без ограничения по возрасту, как профессиональные фотографы, так и фотолюбители. Главным условием участия является оригинальность фото и его связь с ТЭЦ. Работы могут быть представлены как в цветном, так и черно-белом исполнении, принимаются также архивные фото Ижевской ТЭЦ-1, возможно, сохранившиеся в вашей семье. Размер фотографии в бумажном виде должен быть не меньше 9х15 см, а в электронном виде - не меньше 1024 пикселей по узкой стороне.

Фотографии участников оценит специальная конкурсная комиссия, которая призвана определить три лучшие работы. Победители конкурса получат ценные призы.

По окончании конкурса будет организована выставка работ конкурсантов.

Анкеты и фотографии представляются в срок до 1 мая 2014 г. на эл. адрес: izh_energetik@mail.ru или по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, 63б, каб. 5.

Конкурсный отбор работ и выявление победителя пройдут с 01.05.2014 по 14.05.2014. Сообщение об итогах конкурса и награждении победителей публикуется на корпоративном сайте ЗАО «КЭС» и в СМИ Ижевска не позднее 25.05.2014.

Сроки проведения конкурса - с 15.02.2014 по 25.05.2014. Подробную информацию об условиях проведения конкурса, призах, месте и порядке их получения можно узнать по телефонам: 8(3412)93-94-06, 8(3412)93-94-02.

На правах рекламы.