Ребенок плохо говорит? Когда обращаться к логопеду?

| | Комментариев: 0 | Просмотров: 298

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирующиеся волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.

К старшему дошкольному возрасту, ребенок овладевает: самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них); звуковой формой слов; значением слова; грамматическим строем речи. У ребенка должна быть сформирована не только устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.

Речь в своем развитии проходит определенные этапы. В это статье мы не будем подробно раскрывать эти этапы, а лишь обозначим то, что может послужить основанием для беспокойства и поводом для обращения к специалисту.

Младенческий возраст. В первый год жизни у ребенка появляются сначала гуление, лепет, а затем и первые слова. В год словарный запас ребенка может насчитывать от 3-х до 10-ти слов. Основания для беспокойства в 10-12 месяцев: пропущен этап лепета, отсутствуют лепетные слова, ребенок не выполняет простые словесные команды, не реагирует на свое имя, отсутствуют подражательные игровые действия.

Ранний возраст. После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух слогов. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. К полутора годам в самостоятельной речи ребенка насчитывается 20 и более слов, в 2 года – 50 и более слов. В это период появляются и предложения. К 3-м годам активный словарь ребенка насчитывает 1500 слов. Ребенок пользуется развернутыми предложениями. Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым словам. При их появлении ребенок произносит только часть слова или искажает его: дека – девочка, пику – купи, ма – морковь. Ребенок не строит из накопленных слов предложения. Не появляются глаголы. Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление искажено. Например: Аня хочет нет. – Я не хочу. Не говорит о себе в первом лице. Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.


Дошкольный возраст. В 4 года речь ребенка включает предложения, состоящие из 5-6 слов. Словарный запас достигает 2000 слов. В 4-5 лет заканчивается формирование фонетической стороны родного языка, что в значительной степени создает готовность к овладению письменной речью. К концу пятого года жизни высказывание ребенка начинает напоминать по форме короткий рассказ. На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать себя как социального индивида. Становится возможным установление причинно-следственных отношений в социальных, познавательных, языковых и других процессах. Язык может стать предметом изучения. Основания для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется в объединении предметов по обобщающему признаку: овощи, фрукты, деревья и т.д.; ему трудно заменить слово синонимом: собака – пес, смотреть-глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: сахар-соль, улыбаться – хмуриться, длинный – короткий и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Или активен, но понять ничего невозможно. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов (стол – «той», вишня – «вися», воспитатель – «питатя» и т.д.) Нарушает грамматический строй речи, не пользуясь предлогами, не правильно согласуя слова в роде, числе и падеже («моя ухо», «нога гуси» - много груш) и т.д.

Если хотя бы какая-то часть из вышеперечисленных речевых недостатков у вашего ребенка имеет место, рекомендуем проконсультироваться со специалистом – логопедом детской поликлиники, а при его отсутствии с любым логопедом, работающим в городских бюджетных или коммерческих организациях.

Смирнова Н.Е., учитель-логопед Д\с №189


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
Подпишись и получай
главные события дня на почту
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

С нас короткое письмо - каждый вечер
Спасибо, я уже подписался
Система Orphus