Советское прошлое ижевского Соцгорода

Автор: | | Комментариев: 5 | Просмотров: 10563

Барельефы с Юрием Гагариным, очереди в баню и трамвайные разъезды на остановках. <архивные фото>

Три поколения «немецких» домов

В прошлом номере мы рассказывали о том, что первые дома, появившиеся в Соцгороде в начале 1930-х, были выстроены по немецкой технологии. Кроме них, здесь было еще два поколения домов, которые ижевчане привыкли называть «немецкими».

Михаил Курочкин,
доцент УдГУ, много лет изучающий историю Соцгорода:
С 1940 года архитекторы попытались запустить в Соцгороде еще одну уникальную серию 2-этажных кирпичных домов. Их достраивали уже во время войны, причем пленные немцы, так что дома эти прозвали «немецкими». Частично они сохранились до сих пор - например, №№ 27 и 29 на улице Орджоникидзе.

В годы войны район Соцгорода пришлось срочно застраивать бараками - связано это было с тем, что в Ижевск прибыли рабочие нескольких эвакуированных предприятий, в том числе Тульского оружейного завода.

- Предприятие нужно было запускать максимально быстро, так что бараки в Соцгороде возводились мгновенно, - рассказывает Михаил Валентинович. - Их строили на пятачке между Орджоникидзе и Промышленной. Жителям района пришлось уплотняться: в 1 квартиру заселяли по 2-3 семьи.

А уже в начале 50-х была запущена вторая экспериментальная серия жилых домов. Это 3-этажки, которые и сейчас можно увидеть на улице Орджоникидзе по обе стороны от трамвайных путей. В народе их также называют «немецкими», так как их, скорее всего, тоже строили пленные немцы, но уже после войны. Михаил Курочкин вспоминает, что заселили их в основном семьи ветеранов Великой Отечественной войны, которым в те годы квартиры давали в первую очередь.

Советское прошлое ижевского Соцгорода
 Поворот с улицы Ленина на Орджоникидзе, 1960 год. В деревянном здании, на заднем плане, в советские годы располагалось профтехучилище №7. А сейчас на этом месте вовсю идет стройка (на фото ниже).
Советское прошлое ижевского Соцгорода

Очереди в баню и за водкой

Ижевчанка Наталья Шарова родилась и выросла в районе Соцгорода, и в архиве ее отца, фотографа Андрея Николаевича Чучалова, сохранились уникальные цветные снимки этого района.

- С 1951 по 1971 годы мы жили в одном из домов Ключевого поселка, - рассказывает Наталья Андреевна. - Никогда не задумывалась о том, почему этот район так называется, но думаю, что дело в родниках - неподалеку от нашего дома их было целых два, и все жители брали в них воду.

- В Ключевом поселке жили молодые рабочие с детьми, - продолжает Наталья Шарова. - Например, в нашем доме было около двадцати квартир, и практически все были коммунальными - в каждой комнате жила семья с несколькими детьми. Поэтому гулять мы выходили всегда огромными компаниями, играли и в «казаки-разбойники», и в лапту, пропадая во дворе с утра до вечера. Еще я хорошо помню гастроном № 41, который располагался на первом этаже жилого дома № 47 по Орджоникидзе (сейчас там - продуктовый супермаркет). А неподалеку была общественная баня, и я помню, как люди стояли в огромных очередях, чтобы помыться.

Кстати, горожане вспоминают, что во времена горбачевского «сухого закона» гастроном № 41 был одним из немногих в Ижевске, где можно было продавать водку. Так что местные любители спиртного лезли в магазин буквально по головам - несмотря даже на возведенное у входа ограждение.

Прямая речь

Триумфальная арка на Гольянском тракте

Игорь Кобзев,
историк, кандидат культурологии:
Долгое время «парадные ворота» Ижевска располагались неподалеку от Соцгорода, так как именно здесь начинался Гольянский тракт. Пристань Ижевского завода в Гольянах была перевалочным пунктом для большинства грузов, которые вывозили из нашего города (например, оружие) и дальше грузили на баржи, плывущие по Каме. Да и большинство приезжих попадали сюда именно этим путем - по Каме до Гольян и дальше по лесной дороге в Ижевск.

В конце 1880-х в районе современного Соцгорода, при въезде в город, стояла триумфальная арка, сколоченная из дерева. Ее возвели специально к приезду на Ижевский завод великих князей Михаила Николаевича и Сергея Михайловича Романовых. Известно, что арка была украшена щитом с инициалами Михаила Николаевича, на внешней ее стороне было написано «Добро пожаловать», а на внутренней, обращенной к городу - «Да сохранит Господь в долгой дороге».

Тем временем

На трамвайных остановках были разъезды

Советское прошлое ижевского Соцгорода
Эта фотография улицы Орджоникизде - из архива ижевского фотографа Андрея Николаевича Чучалова. Полвека назад здесь проходил автобусный маршрут, а все трамваи были двухвагонными.

О том, что в Соцгороде нужно проложить трамвайные пути, архитекторы заговорили в конце 1930-х, когда был создан первый советский Генеральный план Ижевска. Первый трамвай пошел по этому району в 1941 году. Это был маршрут № 2, ходивший от улицы Кирова до Промышленной.

Путь был шириной в одну колею, так что на трамвайных остановках были разъездные пути, позволявшие вагонам, идущим навстречу друг другу, разминуться. Кроме того, ветераны «ИжГЭТ» вспоминают, что поначалу на Промышленной не было трамвайного кольца, так что вагоны не разворачивались. Вместо этого водители переходили с одной площадки вагона на другую, перенося с собой сиденье, рукоятку, кран машиниста, и снова отправлялись в путь.

Nрамвайные пути во время войны рассматривались, как своего рода стратегический объект. В случае необходимости их можно было использовать, чтобы вывозить станки с Механического завода, выстроенного, кстати, на базе эвакуированных предприятий, в том числе Тульского оружейного. Место было выбрано не случайно: с юга к Соцгороду примыкает железнодорожная ветка, да и выход по Гольянскому тракту на Каму - совсем рядом.

Советское прошлое ижевского Соцгорода
Вот так выглядела улица Орджоникидзе в конце 60-х годов. Слева, кстати, можно увидеть дорожный знак советского дизайна, ограничивающий движение здесь автомобилей, чей вес превышает установленный. Фото: Андрей Чучалов.

 

Советское прошлое ижевского Соцгорода
ДК «Октябрь» на улице Орджоникидзе был выстроен рабочими Механического завода, которые специально ради этого готовы были работать после смен и в выходные. Стройка закончилась в 1961 году, поэтому здание украсили лепниной, изображавшей полет Юрия Гагарина в космос. А в 2008 году бывший ДК переделали в Дом Дружбы народов. Фото: открытка 1969 г., фотограф А. Мусин.
Советское прошлое ижевского Соцгорода
Вот такие необычные «сталинские» дома, украшенные арками, верандами и балконами, строили в 1950-е в Соцгороде. К сожалению, до наших дней они не сохранились. Фото из книги М. Курочкина «Ижевский Соцгород».

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
  • Как всегда интересная статья! :)

  • Очень интересные старые фотографии А.Н.Чучалова. Спасибо коллекционеру редких снимков. И Елене, конечно, тоже спасибо. Триумфальная великокняжеская  арка стояла на так называемой Большой дороге (от нее сохранилась необычная, скошенная траектория улицы 40 лет ВЛКСМ, прерванная Механическим заводом). Видимо, на \"поклонной\" горе, занятой в Великую Отечественную войну эвакуированным Тульским оружейным заводом (ныне Механический завод). Имено с этой высокой горы неожиданно открывался раньше для въезжающих в Ижевск картинный вид на весь город-завод - в окружении лесов и холмов - на храмы с уступами изб, в перемешку с черными фабричными трубами и заводским дымом, поднимающимся длинной змеею из заводской преисподней под  фабричные гудки и церковный перезвон (воспомниания о первой, еще детской  встрече с Ижевском старожила Дягилева в \"Ижевской правде\" за 1937 г., въезжавшего с родителями в Ижевск по Гольянскому тракту). За горой - в противоположную сторону от Ижевска - был не менее крутой спуск - к Карлутке и Позими. Дорога там шла в Завьялово и дальше в Гольяны - на пристань Ижевского оружейного завода с оружейными складами на Каме (памятники истории были разобраны при президенте Волкове). Гольянский тракт был главной дорогой, соединяющей Ижевск с \"цивилизацией\", весной и осенью тракт представлял собой в районе Карлутки и Позими очень большое, совершенно  непроходимое болото, подводы с оружием останавливались на несколько месяцев (по документам из ЦГАУР). Но самое красивое место тракта было на высокой \"поклонной\" горе при въезде в Ижевск, где, видимо, и стояла триумфальная великокняжеская арка. Подобные триумфальные арки того же времени и в той же стилистике восстановлены недавно в Благовещенске, Владивостоке. Через \"поклонную\" гору в 1912 году ехали в Ижевск мать и сестра Ленина. По этому же тракту в так называемый \"карантин\" на речке Карлутке  ехали ассенизационные обозы главного золотаря Колупаева, они  вывозили из Ижевска \"золотце\" в специальные ямы, присыпаемые золоторями листвой, где гнездились змеи, ящерицы, звери. Не исключено, что от этих ям на Карлутке  и происходит миф о карлутском крокодиле, миф зафиксирован в печати (\"Вятские губернские ведомости\") в 1899 году. Ну а  соседний, будущий Соцгород был тогда покрыт хвойным лесом.

  • Небольшие неточности в статье - старые сталинские дома на орджоникидзе еще есть. Я сейчас там живу и каждый день мимо подобных домой прохожу.

  • Цитата: Scep88
    сталинские дома на орджоникидзе еще есть
    2+2=5
  • Дома сталинские ,которые на картинке снесли толи в 12 г., толи в 13 г. Жалко конечно, можно было бы оставить. В конце концов в центре тоже дома с деревянными перекрытиями- и ничего. Вместо них сейчас строят высотки с квартирами- норами. Снося старое город становится безликим и неинтересным.

Социальные комментарии Cackle
Подпишись и получай
главные события дня на почту
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

С нас короткое письмо - каждый вечер
Спасибо, я уже подписался
Система Orphus