Ижевчанин в Антарктиде играл для пингвинов на баяне

Автор:     Соавтор: Валерий Косяков | | Комментариев: 0 | Просмотров: 20074
Прошлый, 2010, год оказался богатым на события: ровно 190 лет прошло со дня открытия Антарктиды. В одной из первых экспедиций на шестой материк участвовал моряк из Удмуртии – Анатолий Зеленин. С тех пор прошло полвека, но 71-летний ижевчанин как сейчас помнит все, что там происходило. <фото>

Прошлый, 2010, год оказался богатым на события: ровно 190 лет прошло со дня открытия Антарктиды. В одной из первых экспедиций на шестой материк участвовал моряк из Удмуртии – Анатолий Зеленин. С тех пор прошло полвека, но 71-летний ижевчанин как сейчас помнит все, что там происходило.

 

Мальчишка из Можги, Анатолий Зеленин, мечтал стать летчиком, но волею судьбы оказался в Рижской мореходной школе. Группу, в которую он попал, готовили для первого в мире атомохода «Ленин». Но бороздить морские просторы на этой громадине парню пришлось недолго. Через два месяца после выхода судна в море случился взрыв.

Пройдя реабилитацию в Сочи, Анатолий устроился в торговый флот. Его определили на теплоход «Кооперация», где он шесть лет работал электромехаником. За это время он четырежды обогнул земной шар и дважды участвовал в антарктических экспедициях. Воспоминания о шестом материке до сих пор не дают теперь уже ижевчанину покоя.

 

 

«Местные жители» встречали нас во фраках»

«Кооперация» - это судно, на котором одновременно могли возить пассажиров и продовольствие (оно было оборудовано холодильными установками). На нем в 50-е годы прошлого века доставляли на Антарктиду ученых, занимающихся исследованием континента, а также необходимые оборудование и продукты. Среди членов экипажа, участвовавших в рейсах, был Анатолий Логинович. Впервые на южном полюсе ижевчанин оказался спустя несколько лет после первой экспедиции – в 1958 году.

 


Мыс доброй надежды, 1960.

 

 

- Только из Калининграда до Кейптауна, самой южной точки африканского континента, мы добирались месяц. Делали там привал, запасались пресной водой, продовольствием, горючим, отмечали Новый год и снова выходили в океан.

 

К берегам Антарктиды судно подходило к середине января.

- Около судна парили альбатросы, шумно выдували фонтаны киты-полосатики, настойчиво теснили хищные киты – касатки, - вспоминает мужчина. – Смотришь на них, с виду вполне безобидных созданий, и не понимаешь, как одна такая «рыбка» может заглотить 12 (!) тюленей. Но больше всего меня потрясло другое. Выйдя ранним утром на вахту, я не поверил своим глазам: нас встречала толпа людей, и все во фраках! После долго надо мной потешались – это ж надо было пингвинов не узнать!

Чем ближе подходили, тем сильнее слепило глаза. В Антарктиде был разгар лета: солнце только успевало коснуться горизонта, как снова вставало.

 

«Поселок ученых замело снегом» 

Подойти к берегу удалось еще не скоро. Судно долго пробивалось сквозь толщу замершего снега. Остановились, когда почувствовали твердый берег.

- Я долго не понимал, где же поселок «Мирный» (первая научная станция в Антарктиде. Когда там впервые оказался Анатолий, их было уже несколько. - Прим. ред.) и куда везти продовольствие: кругом было белым-бело, ни одного домика.

Оказалось, что домики занесло снегом. Полярники пытались их разгрести, но толку от этого было мало – их снова и снова заметало. Тогда решили с природой больше не спорить, и оставить так, как есть. Домики теперь больше напоминали землянки, спускаться вниз приходилось через специальные лазы.

 


В Антарктиде ижевчанин Анатолий Зеленин (справа) был дважды. Воспоминания о шестом материке до сих пор не дают ему покоя.

 

Кстати, ориентировались ученые по антеннам, которые стояли на крышах домов, а передвигались зимой, когда сила ветра достигала 30 м/с, держась за протянутую веревку.

В течение месяца, пока находились в Антарктиде, моряки занимались тем, что разгружали судно (на материк везли не только продукты, но и, по заказу ученых, собак, голубей, а также технику, в том числе самолет) и развозили «заказы» по станциям. Пока позволяла погода, запасали воду на обратный путь: пилили ножовкой слежавшийся у берега снег, а затем при помощи лебедки подтягивали его к судну. Именно эта конструкция и погубила одного из моряков, пренебрегшего техникой безопасности.

 


На «Кооперации» Анатолий Логинович (слева) работал в течение шести лет.

 

- Настоящим потрясением были похороны Толика, - вспоминает Анатолий Логинович. – В четырех милях от Мирного находится небольшой скалистый остров Хасуэл. Именно там и хоронили погибших в Антарктиде. Клали тела в металлические ящики и привязывали цепями к скалам. Когда мы прибыли туда, с шумом раскачивались пять таких гробов… Зрелище жуткое. Мать погибшего парня после долгих уговоров руководства морского флота через год побывала на могиле сына…

 


Местные «жители» - пингвины - встречали все прибывающие суда.

 

Опасность в Антарктиде поджидала на каждом шагу. Чего стоили бездонные расщелины, заметенные снегом. В одну из таких в первую антарктическую экспедицию провалился трактор с полярником Иваном Хмарой. Когда приехал Анатолий, здесь произошел уже пятый случай со смертельным исходом после начала освоения шестого материка.

 

«Пингвины «упрашивали» сыграть на бис!» 

- Это я сейчас понимаю, насколько удивительна Антарктида, - вздыхает ижевчанин. – Да, там скудный животный мир, но живность своеобразная. Очень мы не любили поморников – до чего шкодливые птицы, настоящие разбойники! Только что-то оставишь, обязательно утащат. Они разоряли гнезда пингвинов, могли заклевать слабых птиц и тюленей. А по захвату здоровых тюленей у них был «разработан» четкий план: клевать его в спину из-за толстого жира бесполезно, они метили в глаз. Животное переворачивалось от боли, и в этот момент они налетали стаей.

 

 

Совершено мирными были пингвины. Наблюдать за ними было удовольствием. Чем и занимались в свободное время моряки.

- Вызывал умиление пингвиний детский сад. Пока под присмотром взрослых пингвинов-нянек несколько десятков малышей пищали и топтались на отведенной площадке, родители добывали пропитание. Поймав добычу, плыли с такой скоростью, что, казалось, еще миг, и расшибутся о скалы. Секунда, и они уверенно взлетали над возвышенностью, еще секунда – отряхивались и важной походкой шли к сородичам.

Однажды ижевчанин, по привычке усевшись на палубе, начал играть на баяне. Вдруг появилась голова пингвина, а вскоре один за другим появились еще десятка полтора слушателей. Они забрались по лесенке на палубу, окружили баяниста и с любопытством начали слушать.

 

 

- Я перестал играть, а они как загалдят! А один подбежал и начал колотить крыльями по сапогам. Я снова заиграл, и они смолкли.

Концерт продолжался недолго: боцман самодеятельность не оценил. 

… 

Девушка Анатолия, оставшаяся в Удмуртии, как-то написала любимому в письме: «Выбирай - либо я, либо море!». И молодому человеку пришлось вернуться на родину. Он устроился на автозавод, где и работал оставшиеся годы. Но мысленно по-прежнему оставался на «Кооперации», на которой в течение нескольких лет бороздил водные просторы.

 


Кейптаун, 1960.

 

- У меня не осталось адресов тех, с кем я плавал, только фото… Столько времени прошло, а мне до сих пор хочется посмотреть причалы в Мурманске, где стояли, когда собирались в экспедицию, - не скрывает грусти Анатолий Логинович. - Попасть в Антарктиду я уже не мечтаю – возраст не тот. Я же совсем юным был, когда туда попал: сначала в 19 лет, а потом в 21 год. Несерьезно я отнесся к тому, что со мной происходило… Эх, сейчас бы я на все по-другому посмотрел…


Рига, 58 год.

 

Справка «Центра»: 

• После окончания гражданской войны советский торговый флот представлял собой довольно жалкое зрелище. Чтобы изменить ситуацию, 18 марта 1925 года Совет труда и обороны издал постановление о первой в истории СССР программе судостроения на пятилетний срок. Одной из первых построили «Кооперацию» (1928 год).

• «Кооперация» была зачислена на баланс Балтийского морского пароходства и почти 11 лет проработала на линии Ленинград - Гавр - Лондон. В 1935 году на ее борту из Франции, где проходил Первый конгресс писателей в защиту мира, в Россию возвращался писатель Алексей Толстой. В 1936 году, во время гражданской войны в Испании, судно занималось перевозкой добровольцев, военных специалистов, продовольствия и медикаментов. Годом позже на борту «Кооперации» из США в СССР был доставлен самолет Ант-25, на котором В. П. Чкалов, Г.П. Байдуков и А.В. Беляков совершили знаменитый беспосадочный перелет Москва - Портленд (США) через Северный полюс.

• Начало Второй мировой войны застало «Кооперацию» в норвежском порту Берген, откуда по указанию Балтийского пароходства ее направили в Мурманск. Некоторое время спустя она была переоборудована в плавбазу для подводных лодок.

• Сразу после войны судно вернули Балтийскому пароходству. Оно несколько лет совершает регулярные рейсы на линиях Ленинград - Щецин, Ленинград - Лондон и Ленинград - Хельсинки - Стокгольм. В 1954 году, после большой модернизации в Висмаре, «Кооперация» вновь была передана в Мурманское морское пароходство. После переоборудования почти наполовину уменьшилась пассажировместимость судна, зато условия стали более комфортабельные.

• В 1955 году теплоход «Кооперация» вместе с дизель-электроходом «Обь» и теплоходом «Лена» вышли из Калининграда к берегам шестого континента с первой советской антарктической экспедицией на борту, возглавляемой Михаилом Сомовым. Впоследствии «Кооперация» неоднократно совершала рейсы к берегам Антарктиды, доставляя туда грузы для строительства широко известного в советское время поселка «Мирный» и участников нескольких антарктических экспедиций.

• За Полярным кругом судно проработало достаточно долго. Но годы брали свое, и руководство морфлота решило, что теплоходу надо менять климат и условия жизни. В 1968 году теплоход был передан из Мурманского пароходства на баланс Черноморского и приписан к Одесскому порту. Десять лет «Кооперация» обслуживала ближневосточную линию Одесса - Латакия - Бейрут - Александрия - Одесса.

• В конце 70-х годов было создано совместное предприятие «Интерлихтер». В устье Дуная начала оборудоваться база для обработки лихтеровозов, впоследствии порт Усть-Дунайск. И вот проложен новый курс судна - на Жебриянскую бухту, где судну предстояло стать помещением для портовой администрации. На теплоходе разместили все управление порта, обустроив для этого служебно-бытовые помещения. Теплоход-офис недвижимо простоял на одном и том же месте почти 10 лет: начали протекать клепаные швы, ржавели и гнили неухоженные надстройки и палубы. После чего для «Кооперации» проложили последний курс - на судоразделочную верфь египетского Порт-Саида.


Сенегал.

 

«ТТХ» «Кооперации» 

Основные технико-эксплуатационные данные «Кооперации»:

- водоизмещение 5670 т,

- пассажировместимость - 300 человек (на протяжении всей жизни судна цифра менялась), - длина 104 м, ширина 14,6 м.

- мощность двигателя - 2400 лошадиных сил, обеспечивал скорость хода около 13 узлов. 


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
    Социальные комментарии Cackle
    Подпишись и получай
    главные события дня на почту
    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

    С нас короткое письмо - каждый вечер
    Спасибо, я уже подписался
    Система Orphus