Top.Mail.Ru
4 мая 2024 10:32
Культура

Главный фильм о детстве: чем для кино важны «Четыреста ударов»

Рассказываем, как французы переосмыслили кинематограф

Фото: Кинопоиск
Фото: Кинопоиск

4 мая 1959 года в прокат вышел фильм Франсуа Трюффо «Четыреста ударов» (16+). В честь 65-летия картины журналист IZHLIFE расскажет, как с истории подростка началась целая эпоха в кино, влияние которой не угасает до сих пор.

«Тетради» против «папиного кино»

Французская новая волна – направление в кинематографе Франции конца 50-х и начала 60-х годов. Характеризует его лучше всего конфликт поколений, отпечатавшийся на страницах «Кинематографических тетрадей» – журнала, в котором и работали будущие режиссеры.

В кадре и на страницах журнала появляется Франсуа Трюффо. Молодой автор в критических статьях ругает «папино кино» и противопоставляет ему авторское. Но это был не бездумный бунт против всего. Новое поколение выискивало и ценило многих режиссеров старой закалки: Хичкок, Ренуар и иже с ними.

Вторым пристанищем для молодняка, помимо журнала, стала Синематека. Это и кинотеатр, и архив, и музей, и место для споров, и мечта всех, кто любит кино, в конце концов. Там Трюффо и коротал дни вместе с единомышленниками – Годаром, Риветт и Шабролем.

На руку идейности сыграл и технический прогресс, который удешевил кинопроизводство, а значит, сделал его доступнее. Первым из синематичной компашки этой доступностью воспользовался Клод Шаброль и снял «Красавчика Сержа» (16+).

eoz-kjw0oQ0.jpgПо сюжету, Франсуа возвращается в родную деревню, где встречает друга детства – Сержа. Только некогда успешный товарищ спился и не узнает его. Фото: Кинопоиск 

Французское поле экспериментов

Франсуа Трюффо дебютировал вторым, но отсчет «Новой волны» принято начинать все же с него. Одна из причин – сенсационность «Четырехсот ударов» на Каннском кинофестивале. 

Главный герой – трудный подросток Антуан Дуанель, который не находит себе места в жизни. У родителей нет на него времени: мать хочет наладить личную жизнь, а отчим просто не в состоянии повлиять на мальчика. Школа стала каторгой, на которой учитель его просто наказывает. Поэтому Антуан с другом решают сбежать от такой жизни.

2zSP1fNzy7A.jpgГлавную роль исполнил четырнадцатилетний Жан-Пьер Лео, впоследствии ставший любимым актером Трюффо. Фото: Кинопоиск

Картина Трюффо стала откровением: режиссер взял за основу личные переживания из детства. Сам подход к съемке напоминал захват и консервирование текущей жизни, которая «здесь и сейчас». Поэтому в фильме так много долгих планов и мало монтажа. Такой подход и ляжет в основу «Новой волны».

Французы позволили кинематографу свободнее дышать как с точки зрения сюжета, потому что героями таких фильмов зачастую становились те, о которых обычно в кино не говорили: трудные подростки, проститутки и аферисты. Так и с точки зрения подхода к производству с применением «прыгающего монтажа» либо его полным отсутствием, долгими планами и свободой импровизации. 

Волна стихла – след остался

После 1962 года «Новая волна» шла к закату: все, кроме Жана-Люка Годара, из вольных художников превратились в тех самых буржуа из «папиного кино». Но направление отразилось на мазках современных бунтарей-живописцев – Уэса Андерсона («Отель Гранд Будапешт», «Французский вестник»), По Джун Хо («Паразиты»), Квентина Тарантино («Бешеные псы», «Криминальное чтиво») и многих других. Последний вообще назвал свою кинокомпанию «A Band Apart» в честь фильма Жана-Люка Годара «Bande à part», что в переводе означает «Банда аутсайдеров».

Скорее всего кто-то из вас знаком с французской новой волной хотя бы по «Шербурским зонтикам» Жака Деми. Но на случай, если захотите углубиться в тему, IZHLIFE советует два фильма на выходные в качестве эксперимента:

  1. «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара. Самонадеянный угонщик Мишель Пуакар живет как хочет, но однажды убивает полицейского, чтобы избежать допроса. После этого жизнь у него совсем не ладится. Смотреть это увлекательно не столько из-за сюжета, сколько из-за монтажа. Режиссер решил склеить все удачные дубли, наплевав на изящность переходов.
  2. «Жить своей жизнью» все того же Годара. На этот раз фильм повествует о провинциалке, которая приехала покорять Париж, но… что-то пошло не по плану.
А фильм «Четыреста ударов» доступен в онлайн-кинотеатре Wink по подписке (первые 7 дней бесплатно, а потом, если не откажетесь от подписки, придется платить 399 рублей в месяц).